Права потребителя по окончании гарантийного срока

 

Что делать, если недостаток в товаре или услуге возник

по окончании гарантийного срока?

Для начала следует знать, что такое гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вы как потребитель вправе по своему выбору:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (о том, когда следует вернуть товар продавцу, кому и как передавать товар для проверки качества вы можете прочитать здесь).

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, в установленный Законом срок.

На товар, предназначенный для длительного использования, может устанавливаться срок службы, то есть период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки (п. 1 ст. 5 Закона).

Гарантийный срок и срок службы товара исчисляются со дня его передачи потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство – со дня производства товара до его продажи может проходить значительное количество времени. Если вы приобретаете такой товар и затем теряете документы, подтверждающие дату продажи, процесс реализации вашего права на гарантийное обслуживание может быть затруднён. Поэтому внимательнее нужно относиться с как к оформлению документов на товар, так и к их сохранности в течение срока службы товара.  

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Однако окончание гарантийного срока не лишает потребителя права прав, предусмотренных Законом, а лишь немного изменяет порядок их реализации.

Так, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Доказывается это, как правило, посредством проведения независимой экспертизы

Это же правило действует и в том случае, если гарантийный срок на товар вообще не установлен.

Далее возникает вполне логичный вопрос, можно ли предъявить кому-то какие либо требования, если недостаток возникнет по истечении двух лет. Ответ – можно, хотя, к сожалению, уже не к продавцу товара.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Порядок доказывания тот же самый, что и по истечении гарантийного срока  – необходимо провести независимую экспертизу, после чего обратиться к ответственному лицу с письменной претензией.

Обратите внимание, расходы на проведение независимой экспертизы , на юридическую помощь являются вашими убытками. Их возмещения вы вправе требовать в полном объёме. Об одном из таких наших успешных дел можно почитать здесь

 

Если у вас остались вопросы, наши специалисты на них с удовольствием ответят, наши контакты


Адрес: г. Самара, ул. Советской Армии, д. 180/1, офис 808

Телефон: 8 (846) 267-13-17, 8 (960) 816-83-83

E-mail: post@legistsamara.ru